Многим из нас очень нравится видеть, как близкие, друзья и знакомые
поступают соответственно нашим представлениям. Таким людям мы обычно
говорим комплименты, поддерживаем теплые отношения с ними, углубляя и
развивая эти самые отношения по мере того, как возникает в них
необходимость. Лишь некоторые свою доброжелательность воздают в ответ на
проявленное внимание и заботу, но чаще всего они принимают дружеское
отношение как должное.
Кому не знакома такая картина: муж старается удовлетворить все капризы
жены, рассчитывая на ответное внимание, она же и бровью не поведет,
чтобы поблагодарить его, сделать ему приятное. Однако стоит мужу сделать
что-то не так, как сразу начинаются обиды и упреки, на его голову
выливается столько критики и поучений, как надо себя вести, какой он
тупой, бесчувственный и не усваивает элементарных вещей. Если у обоих
горячие , вполне возможно, что все кончится крупной ссорой с мордобоем.
Почему стоит говорить комплименты
Если вы игнорируете желаемое для вас поведение, не проявляя никаких
ответных эмоций, типа: «Ах, какой ты молодец!», «Ты отлично понимаешь
меня!», «Я просто не знаю, как бы обошлась без твоей помощи!», «Ты мой
самый лучший!», – и, выговаривая человеку за его неправильное поведение
всеми способами, вплоть до непечатной лексики, вы рискуете нажить себе
врага тайного или явного.
В теории изучения поведения излагается правило, созвучное библейскому
изречению: «Поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы с вами
поступали». То есть отношение близких и окружающих вас людей
определяется вашим реагированием на них. Действие, вами поощряемое,
повторяется намного чаще, чем то, которое игнорируется. Негативное
поведение человека, если он стремится привлечь к себе внимание, также
будет постоянно проявляться. Это явление известно, как «усиленный
возврат».
Следовательно, чтобы получить положительный усиленный возврат, МирСоветов советует:
- Поощрять хорошие поступки и не скупиться на добрые слова и комплименты.
- Не стараться щедро отругать, сделать выговор или наказать за неприятные для вас поступки.
Для одних это будет унижением, а другие воспримут как проявленное к ним дефицитное внимание и повторят свои негативные действия.
Одна женщина в разговоре с психологом призналась, что не могла добиться
доверительных отношений со своими домашними только потому, что все
доброе, что проявлялось по отношению к ней, она воспринимала как нечто
собой разумеющееся. Такой подход дал отрицательный результат – с ней
стали меньше общаться. После беседы женщина попробовала изменить стиль
общения, стала улыбаться и говорить теплые слова на любое позитивное
поведение. Сейчас эту семью не узнать – столько любви между ее членами.
Каждый ощущает себя социально значимым человеком, незаменимым.
Наверно, каждый помнит такую закономерность: чем больше дарите искренние
комплименты, тем больше в ответ получаете добрые слова. Да и мнение о
вас разительно меняется – вы и отзывчивые, и умные, и внимательные, и
привлекательные.
Многие ошибочно полагают: если открыто выражать свои позитивные чувства
собеседнику, тот может зазнаться и перестать оправдывать ваши ожидания
на него. Такие люди живут по принципу: лучше подгонять, чем поощрять.
Однако подобная тактика приносит довольно сомнительные плоды. Получив
отрицательную реакцию в ответ на свои действия или же просто равнодушие,
такие люди испытывают неуверенность в себе, подавленность. У них
снижается ,
нет стимула к стремлению вперед. Напротив, комплимент и поощрение
словно вливают свежие силы и влекут покорять необъятные вершины.
Искусство комплимента
Теперь перейдем к тому, КАК нужно говорить комплименты.
Совет первый: четко себе представьте, каким тоном будете говорить
слова. Самый хороший комплимент не окажет желаемого действия, если его
произнесете сквозь зубы или с насупленными .
То есть вы поняли: ваше лицо должно соответствовать произносимым
словам, так как именно благодаря визуальному контакту мы получаем более
90% информации о психологическом состоянии собеседника.
Совет второй: в комплименте говорите не только, ЧТО вам нравится в
другом человеке, но и ПОЧЕМУ. Например: «Вы отличный музыкант, потому
что вы прекрасно исполняете свои произведения». «У вас классное платье!
Оно прекрасно сидит на вашей фигуре».
Совет третий: обращайтесь к человеку по имени. Древние философы
хорошо знали, что во всем мире оно является самым сладким звуком. Если
вы хотите усилить свои слова, сделать комплимент конкретному собеседнику
индивидуально, применяйте данное условие. В примере с комплиментами их
можно перефразировать следующим образом: «Александр Петрович, вы
отличный музыкант, потому что вы прекрасно исполняете свои
произведения». «Оксана, у тебя классное платье! Оно прекрасно сидит на
твоей фигуре!».
В деловом разговоре обращение к партнеру по имени позволяет быстрее
достичь взаимной договоренности. МирСоветов рекомендует использовать
данный прием, когда беседа коснется наиболее трудных вопросов, когда вы
хотите убедить оппонента согласиться с вами, принять вашу точку зрения
или конкретное предложение.
Совет четвертый: не говорите комплименты, если вы рассчитываете
что-то получить от вашего собеседника. Вас надолго запишут в категорию
льстецов. А у окружающих останутся негативные впечатления, и с вами
мало кто захочет сотрудничать.
Совет пятый: не отвечайте одинаковым комплиментом на сделанное вам признание. Например:
- «Лена, у тебя оригинальные часики!»
- «Твои тоже неплохие…»
Это выглядит так, будто вам нечего сказать и вы вынуждены хоть как-то ответить.
Совет шестой: не перегибайте палку в своих выражениях. Например:
«Спасибо, что ты дал фотоаппарат, он мне очень пригодился. Кстати,
покажи, как вставить пленку – никак не могу разобраться…».
Совет седьмой: научитесь превращать критику в конструктивное
высказывание. В разговоре иногда возникает желание покритиковать
другого, задеть чувствительную струнку, чтобы подтолкнуть к лучшему
поведению или другому варианту решения проблемы. Например, вместо слов:
«Ты сшила отвратительное платье», лучше сказать: «Ты прекрасно подобрала
цвет материи, верх у тебя хорошо отделан, а вот внизу может, сделаешь
по-другому?». То есть сначала ищем положительные моменты и осторожно
подводим человека к проблемной части, предлагая способ решения. Критику,
начинающуюся с комплимента, люди воспринимают мягче и быстрее
соглашаются на предлагаемые изменения.
Совет восьмой: помогите человеку принять комплимент. Говоря
комплименты, мы обычно ожидаем увидеть благодарный взгляд собеседника,
теплый ответ или скромное .
Но как себя вести, если на ваши слова слышите нечто такое, что
заставляет вас почувствовать себя неловко и пожалеть о сказанном?
Например, вы говорите: «Какие у вас красивые туфли!», а в ответ слышите:
«Это старая обувь». Или: «У тебя так чисто в доме», на что следует:
«Ерунда, зато на кухне кавардак». И всё в таком духе.
Человек, не умеющий принимать комплименты, как правило, страдает низкой
самооценкой, неуверенностью в том, что он действительно хорошо выполнил
свою работу. Почти всегда он имеет проблемы в коммуникации. Как
поступать в таких случаях? Здесь МирСоветов может посоветовать задать
вопрос сразу после комплимента, чтобы не дать собеседнику унизить себя.
Вот пример: «Какой у тебя ! Где ты его приобрел?». Обычно люди коротко благодарят и отвечают.
С помощью этого приема вы всегда сможете помочь человеку принять похвалу, для него же с вами запомнится как легкое и непринужденное.
Ваше умение искренне говорить комплименты, безусловно, поможет в
коммуникациях со всеми людьми достичь взаимной симпатии, на работе даст
шанс наладить прочные связи с сотрудниками, приведет к успеху в карьере!
(Все права на материал принадлежат http://mirsovetov.ru)
|